История вышивания длится уже на протяжении многих веков. О том, что вышивка существовала ещё в Древней Руси, известно по находкам археологов, которые датировались девятым и десятым веками. Эта вышивка была воплощена во фрагментах одежды, которые украшались узорами и были сделаны из золотых нитей. В те далёкие времена золотым шитьём украшали, в основном, одежду богатых людей и предметы обихода.
Однако, традиции вышивального искусства никогда не стояли на месте, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Так, в четырнадцатом – семнадцатом веках вышивка обрела широкое распространение в качестве украшения костюма или какого-либо предмета быта. Серебряными и золотыми нитями, сочетающимися с самоцветами и жемчугом, вышивались церковные облачения, а также их можно было видеть на одежде царей и бояр.
Золотыми нитями и цветным шёлком украшались и свадебные полотенца, и платки, и праздничные рубахи, выполненные из тонкого льна. Наиболее распространено было вышивание среди монахинь и женщин, относящихся к знатным, богатым сословиям.
Но постепенно вышивание распространяется везде, захватывая с восемнадцатого века жизнь абсолютно всех слоёв населения. Это занятие становится одним из главных даже у крестьянских девушек.
Скатерти, подзоры, полотенца – все эти предметы быта украшались вышивкой. Повседневная и праздничная одежда обычно была выполнена из недорогих материалов, однако она всегда отличалась своим художественным мастерством. Благодаря этому одежда и получала столь нарядный и красивый вид.
У каждой вышивки было своё особенное значение. Вышивка на рубахе играла роль оберега и выполнялась по вороту, подолу и на рукавах. Считалось, что она убережёт людей от возможных неприятностей. На полотенцах чаще всего изображались представления людей о культуре плодородия и культе своих предков. А в орнаменте шитья вплоть до двадцатого века сохранились древние символы.
Очень распространённым мотивом в народной вышивке был «ромб». Причём у разных народов он выглядел по-разному. Так, «ромб с крючками» являлся символом плодородия, а ромб «репей» сравнивался с дубом и был метафорой света небесного. «Розетка» являлась излюбленным мотивом и состояла из восьми лепестков, которые были соединены в центре. Она олицетворяла символ женского начала.
«Мировое дерево» использовалось в растительных орнаментах. В лицевых вышивках достаточно распространённым мотивом была женская фигура, которая выступала в различных композициях. Однако, в большинстве случаев женщина олицетворяла Богиню-Мать и выступала покровительницей плодородия земли. Она должна была обеспечивать воспроизводство рода и все жизненные блага. Именно Богине-Матери было посвящено множество вышитых изделий.
Узоры, цвет, приёмы вышивания постоянно совершенствовались. Со временем отбирались лучше из фигур и таким образом создавались новые неповторимые образы. К швам, которые использовались в вышивке, можно отнести полукрест или роспись, белую мелкую строчку, козлик, счётную кладь, крест, набор.
Со временем появляются цветная перевить, вырезы, гипюры, крестецкая строчка, цветная или белая гладь, тамбурная вышивка. Зачастую, узоры выполняли белыми нитками по красному фону или же красными нитками по белому. Вышивальщицы могли умело использовать фон в качестве элемента узора. Полоски и квадратики внутри фигур вышивали тёмно-красной, жёлтой или синей шерстью.
Творческие коллективы, занимающиеся народными промыслами, всегда очень бережно хранили и развивали сложившиеся традиции вышивки. Благодаря этому вышивка до сих пор осталась достаточно популярным занятием. Вот почему произведения, созданные народным мастерами художественных промыслов, имеют огромный спрос и в нашей стране и за рубежом.