Как мы знаем, при помощи аргументов оратор доказывает тот или иной тезис, но просто одними аргументами слушателя не убедить. Ему важно проникнуться идеей, понять ее, увероваться в ней. Убеждение — это не просто знание истины, а уверенность в истине (доказательство — это лишь процесс нахождения истины).
От понимания к убеждению.
В основе убеждения лежит объективное знание, тогда как в основе риторической убежденности лежит совпадение понимание главной идеи речи у оратора и слушателей. Чтобы такое совпадение имело место, оратор должен затронуть такие струны в душах слушателей, которые отвечали бы их взглядам и интересам. Поэтому в зависимости от состава аудитории, её взглядов и ценностей ораторы в средствах массовой информации подают одно и тоже сообщение с различных, даже противоложных позиций.
Далеко за примером ходить не надо: манипулирование людьми в той же самой Латвии, разобщенных на национальной почве и поделенных на два класса – сторонников оккупации государства советскими войсками и сторонников армии освободителей от фашисткого ига. Соответственно и преподносится информация той или иной стороной.
Но т.к. человеческое сознание является не только логическим, ему присущи и воля, и чувства, поэтому убедить — значит не только логически доказать, а сформировать у аудитории такое отношение к рассматриваемому предмету, когда понимание предмета оратором и публикой совпадают.
Понимание как основа убеждения имеет два уровня:
1. Уровень значения слов, проверяемый через повторение – это поверхностное понимание.
2. Уровень смысла слов — это глубинное понимание, которое предполагает сопоставление полученной информации с уже имеющимися у человека представлениями о мире. Понимаемая информация предстает перед личностью в соотношении с ее личными жизненными установками, целями, представлениями о жизни, этическими и эстетическими нормами.
Глубоко понятая информация переживается человеком не просто как истина, а как необходимая часть его бытия, как ценность, как убеждение.
Теорию понимания сегодня называют герменевтикой (от греч. hermeneuo — разъясняю, истолковываю). По греческой легенде, этот термин ведет свое происхождение от бога Гермеса — посланца олимпийских богов, который передавал их повеления людям, он же истолковывал им значение посланий богов.* Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарика, 1998.
Герменевтика оперирует косвенными доказательствами о жизни сознания, которые воплощаются в языке. Поэтому на основе глубоко понимаемой, ценностной информации неориторика и достигает своей главной цели – убеждения. Но достигает не доказательствами, а совпадением идей оратора и слушателей, чем и достигается консенсус между ними.
Кроме того, в процессе глубинного понимания этих идей оратор и слушатели как бы отождествляют друг друга и между ними происходит коммуникация (от лат. Communicare – быть вместе). Однако такая коммуникация часто оставляет в стороне истину, её подменяет идея, а сама истина скрывается или искажается оратором в потоке громких фраз, метафор, уподоблений, в связи с тем, что сегодня человек рассматривается не как существо рациональное, а как эмоциональное, таким образом, что оратор не доказывает свой тезис, а как бы уговаривает своих слушателей уверовать в его тезис и принять его слушателями за свою новую идею.
В понимании происходит постепенный процесс восхождения от менее глубокого и более общего (абстрактного) знания о предмете к более глубокому (конкретному). В убеждающей коммуникации, например, в выступлении перед избирателями, оратор делает одновременно два дела: передает информацию и осуществляет воздействие на слушателя.
Чтобы сделать риторическое воздействие более эффективным, надо знать насколько у слушателей развито абстрактное мышление: если аудитория образована, хорошо подготовлена, то оратор может воздействовать на нее логикой аргументов, но при этом учитывать и спектр ожиданий слушателей. Если же аудитория недостаточно подготовлена, то для усиления убедительности более используются «эмоциональные» аргументы: метафоры, яркие сравнения. Эмоциональное воздействие есть эмоциональное навязывание мнения.
Таким образом, основанием неориторики, как риторики убеждающей коммуникации, служит иной подход к человеку, к слушателю. Все мы хорошо знаем фразу А.П. Чехова о том, что «в человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли», этому же учит нас и риторика, утверждая, что личность оратора должна вызывать доверие.