Христианская церковь, борясь с языческими купальскими обрядами, приурочила праздник ко дню Иоанна Предтечи — «Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» (на завтрашний день, 7 июля (24 июня по старому стилю). Именно поэтому появилось сдвоенное имя «Иван (Ян) Купала». «Сегодня Купала, завтра Иван…» — говорится в песне.
Евангелие от Луки повествует о чудесном рождении мальчика у пожилой бездетной пары — священника Захария и его жены Елизаветы: «И много о рождении его возрадуются, ибо явился пророк и Предча пришествия Христова». Это он возложит на Иордане руку на того, о котором пророки предрекали. По церковному преданию, Иоанн Креститель родился на шесть месяцев раньше, чем Иисус Христос.
Рождество Христа — зимний солнцеворот, а Рождество Иоанна — летний. Под знаком Иисуса Христа солнце начинает «возрастать», а под знаком Иоанна Крестителя — «умаляться», как и говорил последний: «Ему должно расти, а мне умаляться».
Христианский праздник слился с народным древним праздником в честь дня солнцеворота. Споры введения христианства в канву купального праздника постепенно включились те или иные элементы христианского богослужения: молебны, крестные ходы по берегам рек и водоемов, а все остальное, присущее Купале, шло своим чередом.
В Пиренеях издавна существовал обычай ежегодно в Иванов день приносить срезанные в громадном количестве лилии в церковь и ставить их в больших изящных вазах для освящения. Здесь они остаются в продолжение всей обедни и окропляются святой водой, а затем из освященных таким образом лилий делают букеты и, расположив их крест-накрест, прибивают над дверью каждого дома, который с этой минуты как бы считается под охраной Иоанна Крестителя.
Тут букеты остаются до следующего Иванова дня. В католических странах лилия почитается особо. В венках из лилий здесь идут девушки в первый раз к Св. Причастию — в память того, что будто бы в таких венках в первые времена христианства все девушки принимали святое причастие.
Праздновался Иванов день в ночь с 6 на 7 июля — самую короткую ночь в году. Девушки на лугу собирали купальские травы, которые считались лекарственными и обладали различными чудесными свойствами: отводили от дома молнию, способствовали присушке и отсушке.
Девушки собирали также двенадцать трав, в число которых обязательно входили папоротник и чертополох, и клали их под подушку, приговаривая: «Суженый, ряженый, приходи в мой сад погулять!» В полночь выходили и не глядя рвали цветы, клали их под подушку, а утром пересчитывали: если набралось двенадцать видов, то замуж идти в этом году.
Из собранных цветов также плели венки. Сегодня многие трудятся над возвращением секретов зеленой магии. Время основательно упрятало их в своих пластах, однако еще и теперь можно узнать многое! Большинство трав на Ивана Купалу нужно рвать между заутренней и обедней, совсем нагому, какой человек родится; и не бояться ничего, что можно при том увидеть: «Чертям не больно любо, как рвут травы».
Прежде чем рвать, надо попросить матушку сырую землю, чтоб она благословила нарвать с себя трав для всякого надобья: надо ничком упасть на матушку сырую землю и молвить такие речи:
Той земля ecu сырая,
Земля матерая.
Матерь нам сей родная,
Всех сей нас породила
И угодьем наделила;
Ради нас, своих детей,
Зелий ecu народила
И злак всякой напоила
Пользой беса отгоняти
И в болезнях отгоняти.
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради пользы на живот!
Рвать травы надо одному и так, чтоб и близко никого не было.
Приведем для примера магические свойства некоторых растений, собранных в ночь на Ивана Купалу, в которые верили наши предки, а, возможно, верят многие и сейчас.
Девясил. Накануне Иванова дня, до восхода Солнца, надо сорвать это растение, положить в тонкую холстину и носить у сердца в течение девяти дней, затем стереть в порошок вместе с серой амброй или росным ладаном и посыпать на букет, подносимый любимой особе, или зашить ей в платье.
Зверобой. Если день Ивана Купалы придется на канун новолуния, то собирать зверобай, — 25 июня. В этом случае он обладает следующим свойством: если пучки его повесить на дубовых колышках в поле, то поле это становится бесплодным; в крайнем случае можно собирать зверобой в любую пятницу до восхода Солнца. В качестве фимиама полезен против порчи, бесплодия. Это растение считается враждебным колдунам при условии сбора в ночь на Ивана Купалу.
Утром нужно сплести из него венок, надеть на голову при обычной пляска около костра, а затем беречь, как предохранение от порчи. Ни черти, ни колдуны не имеют никакой власти над человеком, носящим на себе зверобой. Ветка зверобоя, повешенная над дверью или спрятанная под порог, не позволяет колдуну пройти в эту дверь. Разбросанный по полю при посеве зверобой предохраняет его от града. Из него приготовляют фимиам против духов — хранителей сокровищ, и против демонов-поработителей.
Стебель зверобоя, будучи положен в обувь, предохраняет от дурных духов. В руке или на поясе, а также при обмывании ног освобождает от усталости при ходьбе. В качестве фимиама освобождает женщин от мертвого плода. Будучи сваренным в вине и часто принимаемым маленькими дозами, препятствует неудачным родам. От маточных кровотечений употребляется отвар зверобоя синего, собираемого в тихих местах, где не слышно петуха. Пить по чашке 2-4 раза в день.
Плакун — трава. Существует обряд для придания этой траве силы. Знахари и колдуны выкапывают ее корень — каждый для своих целей — на заре Иванова дня, не имея при себе никаких железных вещей. По поверью, это растение обладает необычайной магической силой: помогает повелевать духами и способствует, таким образом, добыванию кладов, охраняемых прикованными к ним духами, которых заставляет плакать, откуда и получила свое название.
Если будешь при себе иметь сию траву, то все неприязненные духи тебе покорятся. Она одна в состоянии выгнать дедушек домовых, кикимор и других и открыть приступ к заклятому кладу, который стерегут нечистые духи.
Папортник. Носимый на голом теле, защищает от колдовства и злых духов. Он защищает дома от молнии, поля — от града. Это талисман самого высшего счастья: имеет способность находить «кристаллы» и «золото», приготовлять мащческие зеркала и становиться невидимым; удачу во всех предприятиях, игре и любви. Дьявол питает к папоротнику глубочайшее отвращение, поэтому не появляется там, где он растет. Цветет папоротник под Иванову ночь.
Бутон его раскрывается с треском и разрывается золотым или красным кровавым пламенем, нестерпимым для глаза. Оттого его еще зовут жар-цвет, свети-цвет, Перунов цвет. В то время, когда он цветет, клады выходят из земли, горят синими огоньками. Расцветает папоротник лишь на одно мгновенье: нечистые духи срывают его и уносят в свои вертепы. Не успеешь глазом моргнуть, как он блеснет и исчезнет.
Кто желает добыть цветок папоротника, должен накануне праздника Купалы отправиться в лес, взяв с собой скатерть и нож, потом найти куст папоротника, очертить около него ножом круг, разостлать скатерть и, сидя в замкнутой круговой черте, не сводить глаз с растения. Как только загорится цветок, тотчас же должен сорвать его и спешить домой, накрыв себя скатертью, а дома тем же ножом разрезать палец или ладонь и в рану вложить цветок. Тогда все тайное и сокрытое будет ведомо и доступно. Жар-цвет — как бы ключ от всякого клада, который без этого редко кому дается.
Вера в то, что папоротник цветет раз в году, исходит, видимо, оттого, что крестьяне, постоянно наблюдающие за природой, заметили, что цветут все растения, кроме одного, кот-рый не «пускает цвету». Но они знали также, что всякое растение для размножения должно цвести, и происходит это, по их разумению, раз никто не видит ночью, когда цветет все, — накануне Ивана Купала.
А за зловеще светящийся цветок принимали, вероятно, светлячка, который дает фосфоресцирующий свет, тем более, что он даже носит имя Иваново. Но это слишком прозаическое объяснение, а все связанное с купальской ночью представляется на редкость романтичным.
И прежде всего — обряд пускания в речные воды венков с зажженными свечами и лучиной. Завивали венки из Ивана-да-Марьи, чисто купального цветка, лопуха, богородицкой травы и медвежьих ушек. Если венок потонет сразу — суженый разлюбит. У кого ве-ок дальше всех поплывет — будет счастливее всех, а у кого лучина или свеча дольше всего горит — проживет самую долгую жизнь.
На ночь отправлялись с купальскими песнями. Песнями сопровождались обряды на празднике, хороводы, игры, заводилами которых являлись Купалинка и Купалиш. Участниками праздника делается и кукла — женское пугало, которое носят, вокруг которого танцуют, зажигают, а позже топят в воде…
Главным был купальский костер, разложенный на опушке леса, поляне, речном берегу, лугу. При разжигании костра проводился обряд добывания «живого огня» — парни и девушки терли осиновые палки. «Сегодня у нас Купала, сам Бог огонь разложил,» — считала молодежь.
Для разжигания костра у белорусов служили также дрова из дуба — символического дерева Перуна, что видно из купальских песен: «Пожаром дубье горело…», «Горела дуброва, горела…» На огне готовили обрядовый ужин: кулагу, вареники, мачанку, и на месте же угощались все желающие. Иногда вместо костра или рядом сто-ла бочка, если есть — смоляная, где позволяет местность — на возвышении или крутой горе. Заливают костер бочками и ведрами, реже — «пускают» огонь по забору.
Молодежь водила хороводы, прыгала через костер (огонь считался очищающим от злых духов). Те, кто собирался пожениться, при перепрыгивании крепко держались за руки, ибо, по примете, если руки не разожмутся — быть свадьбе. Старались прыгнуть выше — кто прыгнет выше всех, будет самым счастливым в грядущем году.
Сжигание просмоленных колес на счастье или спускание их, пылающих, с горы — отголоски поклонения светиле: «А на горе колесо, горит оно хорошо…» Молодежь валялась в росе, девушки гадали о судьбе на брошенных в воду венках. На высоком шесте поднимали промасленное зажженное колесо. Вся эта обрядность символизировала солнце и его жизненную силу.
По поверьям, в ночь Купалы нельзя спать, так как эта ночь считалась временем разгула темных сил природы, от которых делали разные обереги. Для оберега от нечистой силы на подоконники кладут жгучую крапиву (на Украине — липу, в Румынии — мирту), у дверей хлевов ставят вырванную с корнем осину или прибивают убитую сороку. В Иванову ночь, считалось, нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится!
Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. В эту ночь кресты ставят в избах, над окнами, над воротами над дверями, на разных других местах: около дорог, при въездах по краям улиц, на перекрестках, на пожнях, на высоких берегах, над могилами и пр.
Ведьмы, колдуны, оборотни и русалки, считалось, вредят во всю мощь своей вредоносной силы: отбирают у коров молоко, портят хлеба. Леший «шалит» в лесу — пугает и заводит в чащобу. Водяные, чьи именины приходятся именно на этот день, стремятся затащить человека в воду, так как, оказывается, ему в именины мешают — мутят воду.
Слепая злая медянка получает зрение на целые сутки, и потому делается очень опасной, бросаясь на человека стрелой, а может и пробить его насквозь. Именно 7 июля устраивают свой ежегодный сход ведьмы. Местом сбора избирают они Лысую гору близ Киева, Lize Gora под Сандомиром в Польше, и на Броккене в Германии (правда, немецкие ведьмы собираются в Вальпургиеву ночь — 1 мая).
В Британии в Иванову ночь на зеленых склонах холмов резвятся феи и эльфы, и многочисленные духи бродят повсюду. В странах Западной Европы существует поверье, что в эту ночь души всех людей покидают тело и бродят по земле. Верили, что если в полночь подойти к паперти, то можно увидеть души тех, кто умрет в приходе в следующем году.
В зачарованную купальскую ночь животные обретают речь, деревья беседуют между собой языком шелеста листьев, вода превращается в вино, и звонят затонувшие колокола.
Наиболее широко сохранились купальские гадания на Беларуси —-повсеместно до начала XX в., а местами и до сегодняшнего дня.
Иногда, молодежь, направлялась купаться к утру, а днем обливали все и всякого, причем не только водой, но и грязью — тут-то и начиналась настоящая свалка, хохот, крики, а потом все бежали купаться. В некоторых местностях использовалась баня для подготовки к празднику или очищению после Купалы. Утренняя роса считалась наилучшим «косметическим» средством.
Собирать ее выходили на луг — «черпать росу». Брали чистую скатерть, которую водили по росе, затем выжимали скатерть в сосуд. Росой этой умывались. От Ивановой росы исчезают прыщи и угри, и кожа делается нежнее лепестка. Впрочем, росу использовали и для более прозаических целей — опрыскивали крова-и от клопов. Иногда по росе катались. В Германии существовал несколько рискованный обряд: в эту ночь девушки выходили за пределы города и нагими катались по полю для улучшения урожая льна. После купания все отправлялись смотреть восход солнца.
Вообще, Купала — это праздник молодости и любви. Одной из особенностей Иванова дня была относительная свобода интимных отношений, и родителям девушек приходилось не дремать. В прошлом этот праздник называли «бесовским игрищем» или «игрищами между селами», о чем свидетельствует летопись: «Схожахуся на игрыща, и ту умыкаху (выкрадали) жены собе, с нею же кто совещашеся; имяху же по две и по три жены».
Но утром — перелом: наступает уже Иван.
Песней заканчивается ночь накануне Иоанна Крестителя. Ее поют перед зарей. Парни и девушки становятся в круг и, взявшись за руки, тихо ходят и поют. С последними словами песни девушки разбегаются в разные стороны с криками: «У-а! У-а!», парни их ловят, обнимают целуют. Возвращаются домой парами и не вместе, а как придется.
Девушки кричат: «У-а! У-а!», чтобы каждый парень мог по голосу узнать свою избранницу. Горько той девушке, у которой не окажется пары. Она возвращается домой одна, если не найдет подруги по несчастью. В некоторых районах России 23 июня (по старому стилю), на праздник Ивана Купалы хозяйки готовили обязательную кулагу, ячневую кутью, в Беларуси — кулагу и бабки (пресные коржики), в Сербии пекли «крестный калач» — круглый пшеничный хлеб с большим крестом сверху, края которого разделялись на три ветви.
В Литве девушки парили клецки, начиненные сыром, и пекли пироги. На Украине же этот день отмечался угощениями, но специальных обрядовых блюд, без которых проведение купальского праздника было бы невозможно, не зафиксировано. Если купальский праздник совпадал с зажинками или косовицей, то его сопровождали щедрые совместные обеды. Специально для жней еще с зимы сохраняли солонину (сало и мясо), чтобы напряженные рабочие дни не проходили впроголодь. Наиболее популярными в эти дни были на Украине вареники с сыром.
В этот день и в последующие три дня ничего из дома в долг не давали. Бытовало множество примет, связанных с днем Ивана Купалы. Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов. На Иванову ночь звездно — много губ будет (по В. Далю, губа — гриб). Коли на Ивана просо в лежку, то будет и в ложке, «Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана,» — говорит пчела. После Ивана не надо жупана. Верили: Ивановские дожди лучше золотой горы. Просили: «Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после мы, грешные, умолим». До Иванова дня — дождь в засек (прибавится хлеб), а после Иванова дня — дождь из засека. Во время дождя сену плохо, зерну хорошо.
Что приготовить на Иванов день?
После того, как молодежь, стар и млад набегались, напрыгались через костер и искупались — накрывались праздничные столы. После очищения огнем молодежь шла купаться, а семейные пары и пожилые люди накрывали стол, рассаживались на берегу и начинали трапезу. Чего только не было на таких пирах — голубцы, вареники, бублики-свистуны и т. п. На праздничном столе все многочисленные блюда были постными, так как до окончания Петрова Поста мясо и молочные продукты были под строгим запретом. Считалось, что в ночь на Ивана Купалу еда наделялась магическими свойствами.
Для счастья варили ночью на Ивана Купалу курицу, завязанную в новый головной платок. Когда опускали курицу в кипящую воду, говорили: «Кто съест, тот мне даст счастье, величие, силу. Аминь». После чего не подходили до тех пор, пока курица не сварится. Сваренную курицу оставляли в той посуде, в которой она варилась. Утром доставали ее из платка, несли к церкви и отдавали нищим или монашкам. Пока курицу с рук не сбудут, нельзя было есть и пить нисколько.
Приготовленные на Иван Купалу блины, считались колдовскими: если девушка поделится одним из блинов с избранником, то это упрочнит их отношения и защитит от невзгод.
На Ивана Купалу также обязательно готовили вареный горох, ячменную кашу и пекли вкусные постные пироги и каравай. Помимо этих традиционных блюд на праздник ели медовую сыту, кулугу, постные сочни, клецки, вареники с домашним сыром, пили травяные настои в больших количествах.
Завершая праздничный ужин выбирали самый большой каравай и проходили с ним вдоль всех собравшихся. Каждый дотрагивался до каравая рукой и загадывал желание. Считалось, что оно обязательно сбудется.
Кулага
Древнее блюдо из муки, кисло-сладкая мучная каша. Варили кулагу из ржаной или гречневой муки, из их смеси и ржаного солода. Муку сначала размешивали с холодной или тепловатой водой, потом заливали кипятком и доваривали. Блюдо приобретало сладкий вкус, потом ее ставили в теплое место или выливали в дежу, чтобы прокисла. Иногда кулагу запаривали, квасили, потом варили. Кулагу ничем не заправляли, ели с картофелем, хлебом. Иногда кулагу варили с калиной, черникой. В разных районах ее варили из разных видов муки.
Кулага сладкая
- 80 г гречневой муки
- 10 г сушеных яблок или 50 г моченой брусники
Муку гречневую разводят теплой водой до консистенции теста для оладий, тесто заливают кипятком, тщательно вымешивают ложкой, добавляют ломтики сушеных яблок или моченую бруснику. Приготовленное, таким образом, тесто ставят в теплое место для брожения до следующего дня. Перебродившее тесто переливают в кастрюлю и варят 2 часа при медленном помешивании и слабом кипении. После варки разливают в тарелки и стаканы и подают в холодном виде.
Клецки картофельные
- 12 картофелин
- 1 стакан ячневой крупы
- соль
- 3 ст. л. растительного масла
- 3 головки репчатого лука
- зелень укропа
Сырой картофель очистить, натереть, отжать сок. Отстоявшийся крахмал присоединить к отжатому картофелю. Из 1 стакана ячневой крупы сварить кашу. Присоединить кашу к отжатому картофелю, добавить соль, перемешать, сделать круглые клецки и отварить их в подсоленной воде. Подавать клецки горячими, посыпав их обжаренным луком.
Клецки мучные
- 250 г муки
- 1 яйцо
- соль, вода или молоко
Муку просеять, всыпать в посуду, добавить яйцо, соль, воды или молока такое количество, чтобы тесто можно было брать ложкой. Все компоненты перемешать до образования однородной массы. Тесто брать смоченной в холодной воде ложкой и класть в кипящую подсоленную воду. Варить на маленьком огне при закрытой крышке. Готовые клецки выбирать шумовкой и хорошо сцеживать. Подавать с маслом или под соусом.
Клецки дрожжевые
- 100 г муки
- 1 яйцо
- 1/2 стакана молока
- 1 ст. л. жира
- 4 г дрожжей
- панировочные сухари
В миску влить теплое молоко, добавить яйцо, раскрошенные дрожжи. Тесто вымесить и поставить в теплое место, чтобы подошло. Затем брать ложкой и класть в подсоленную кипящую воду. Варить, пока клецки не всплывут. Подавать горячими, полить жиром и посыпать панировочными сухарями, мелко порубленным сваренным вкрутую яйцом, тертым сыром или творогом.
Клецки с мясом
- 12 картофелин
- 2 cт. л. муки
- 1 ст. л. масла
- 0,5 стакана сметаны
- соль
для фарша:
- 400 г говядины
- 1 луковица
- 1 ст. л. масла
Сырой картофель натереть, откинуть на сито, дать жидкости стечь. Добавить муку, соль и перемешать. Из полученной массы приготовить клецки с сырым мясным фаршем и обжарить в масле. Затем переложить в утятницу, залить сметаной и поставить в духовой шкаф на 20-25 минут.
Вареники с вишнями
для начинки:
- 1 кг вишни
- 200 г сахара
Освободить вишню от косточек, положить в эмалированную, фарфоровую или стеклянную посуду, засыпать сахаром, дать постоять на солнце 2-3 часа и даже более, чтобы сахар хорошо впитался в мякоть вишен, затем слить сок в отдельную посуду и сухими вишнями начинить вареники. Косточки залить 0,75 стакана воды и кипятить в эмалированной посуде, причем 5-7 косточек крупно растолочь. Затем отвар процедить, добавить сахар, вновь довести до кипения, охладить, смешать с вишневым соком. Этот сироп подать к готовым вареникам.
Вареники с повидлом
- 400 г муки
- 1 яйцо
- 100 г масла
- 0,5 стакана воды
- щепотка соли
- сливовое или яблочное повидло
- тертая булка
- 50 г масла
- сахар
Из муки, яйца, 1 ст. ложки масла, соли замесить тесто и дать подойти. Затем раскатать его, разделать на четырехугольники и на каждый положить повидло (1 ч. ложку на 1 вареник). Слепить уголки так, чтобы получились треугольники. Сварить вареники в слегка подсоленной воде в течение 5 минут, вынуть шумовкой из воды, посыпать панировочными сухарями, сбрызнуть маслом и посыпать сахаром.
Швабские вареники
для теста:
- 300 г муки
- 3 яйца
- 0,5 ст. ложки сливочного масла
- 3 ст. ложки воды
- соль
начинка:
- 500 г шпината
- 250 г сырого рубленого мяса
- 1 булочка
- 50 г шпика
- 50 г копченого мяса
- 4 яйца
- 1 ст. ложка маргарина
- 1 луковица
- 2 ст. ложки петрушки
- соль, перец, мускатный орех
Из муки, масла, соли и воды замесить тесто на лапшу, поставить на полчаса. Растопить масло, обжарить в нем кубики шпика, прибавить рубленую зелень петрушки. Булку размочить и размять. Шпинат перебрать, вымыть, залить водой, вскипятить ее. Шпинат, булку, копченое мясо пропустить через мясорубку . Смешать с сырым рубленым мясом, яйцами (оставить 1 желтокдля смазки), жареным луком. Приправить солью, перцем.
Тесто раскатать в тонкий пласт и на одной половине пласта равномерно распределить кучки начинки. Прикрыть эту половину свободной от начинки второй половиной пласта, вырезать ножом вареники и хорошо защипить края. Опустить в кипящую воду на 10 минут, откинуть на дуршлаг и дать стечь воде. Подать к мясному бульону.
Вареники с творогом
- 500 г творога
- 2 яйца
- 2 стакана пшеничной муки
- по 2 ст. ложки сахара и масла
- 3/4 стакана сметаны
В холодной воде или в молоке (0,5 стакана) взбить сырое яйцо, добавив неполную чайную ложку соли. Всыпать 2 стакана просеянной муки и замесить крутое тесто. Творог пропустить через мясорубку , прибавить в него сахар, желток, 1 ст. ложку растопленного масла, 0,5 чайной ложки соли и все это хорошо перемешать.
Тесто раскатать очень тонко, металлической выемкой или стаканчиком вырезать кружки, смазать их взбитым белком, положить на каждый по чайной ложке творожной массы, края соединить и защипить. За 10 минут до подачи на стол вареники опустить в подсоленный кипяток и варить, пока они не всплывут. Затем вынуть их шумовкой, сложить на блюдо или в салатник, полить растопленным маслом и подавать со сметаной или фруктовым сиропом.
Вареники с картофелем
для теста:
- 200 г пшеничной муки
- 1 яйцо
- 1/2 стакана воды
- солъ
- 4 шт. картофеля
- 1,5 луковицы
- 1 ст. ложка растительного масла
для поливки:
- 2 ст. л. сливочного масла или 0,5 стакана сметаны
Из просеянной муки, яиц и теплой воды замесить крутое тесто и поставить его на 30-40 минут. Затем подготовить фарш: очищенный картофель отварить, протереть горячим, посолить, смешать с поджаренным луком. Готовое тесто раскатать в пласт толщиной 2 мм. Край раскатанного пласта (5-6 см) смазать яйцом, разведенным небольшим количеством воды.
Положить рядами шарики из фарша на расстоянии 3-4 см один от другого. Затем край смазанной полосы теста приподнять, накрыть им фарш, после чего вырезать вареники специальной формочкой. В кипящую подсоленную воду опустить приготовленные вареники. Готовые вареники всплывают на поверхность воды. При подаче на стол вареники полить маслом или сметаной.
Вареники с картофелем и творогом
- 10 картофелин
- 250 г творога
- 1 луковица
- 1 ст. ложка масла для жарки лука
- перец
для теста:
- 2 стакана муки
- 1 яйцо
- 2 ст. ложки манной крупы
- 0,5 стакана воды
- соль
для поливки:
- 2 ст. ложки сливочного масла
- 1 стакан сметаны
Сваренный картофель истолочь и перемешать с творогом и поджаренным на масле луком, добавив по вкусу соль и перец. Манную крупу замочить в холодной воде для набухания. Добавить яйца, соль, муку, тщательно перемешать и подготовить тесто.
Раскатать его в тонкий пласт и нарезать на квадратики. На каждый квадратик положить фарш, соединить противо-положные концы, чтобы получились треугольники и защипить. Вареники опустить в подсоленную кипящую воду, поварить в течение 5-7 минут, переложить на дуршлаг, облить горячей водой и дать ей стечь. Вареники выложить на блюдо и полить растопленным сливочным маслом. Отдельно подать сметану.