Очарование, итальянский бытовой мистицизм, европейская пронзительность, голливудский размах и просто изысканное кино — лишь крошечные частицы впечатлений от кинофильмов итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе.
Очередным всплеском эмоций стала и последняя киноработа автора скандальной «Малены» и «Легенды о 1900-м», которая вышла в прокат в начале августа — «Лучшее предложение».
Главный герой — пожилой Вирджил Олдман (Джеффри Раш) — владелец крупнейшего аукционного дома. Каждый день его жизни проходит в общении с искусством, в основном старинным.
С первых кадров мы видим трепетную любовь режиссера к древности.
Ведь Вирджил нежно касается каждой новой картины, миниатюры или древнего прибора, аккуратно гладит, принюхивается, присматривается как к живому существу.
Олдман не любит людей, ходит в перчатках, чтобы избегать любых прикосновений к чужому телу. С такой нелюбви берется его неуважение к окружающим и желание обмануть. Вирджил удачно продает на своем страшно популярном аукционе подделки, зато пополняет свою коллекцию оригиналами художественных произведений.
Фильм Торнаторе — это великое признание в любви мировому искусству, в сценах с хранилищем Вирджила камера постепенно и сосредоточенно пробует полотна Уильяма-Адольфа Бугро, Тициана, Альбрехта Дюрера, Пьера Огюста Ренуара, Пауля Рубенса и других известных художников.
У Олдмана нет друзей — только сообщники, он не любит, даже боится женщин, однако у него есть коллекция прекрасных женских портретов, и каждый он обожает словно настоящую женщину.
Однажды к Вирджилу обращается таинственная мисс Клэр (Сильвия Хукс), которая хочет, чтобы тот оценил и продал вещи из ее родового поместья. Молодая женщина с тревожным голосом, которая не показывается Вирджилу на глаза и разговаривает с ним только через стену, интригует его. Вирджил не замечает, как попадает в зависимость от этого человека, который тоже страдает боязнью людей, усугубленной фобией открытого пространства.
Торнаторе в своих фильмах часто тяготеет к мистике, которая, в конце концов, является лишь фарсом и красивой декорацией лжи.
В «Лучшем предложении» тебя поглощает полузаброшенный дом, заваленный странными старыми вещами, обломками магической механической куклы, потайными комнатами, скрытыми в толстых пожелтевших стенах.
История становится все динамичнее.
Вирджил скрывается за монументальной скульптурой в прихожей, чтобы разглядеть красавицу-отшельницу, собирает по частям древний инструмент, из которого его сообщник может восстановить древнюю куклу.
«Лучшее предложение» Тонаторе — это само по себе произведение искусства. Колористика, смысловое наполнение, история, покрытая густой паутиной, через которую не видно — где правда, а где вымысел.
Очевидно одно — Вирджил впервые влюбляется. Клэр, как будто все вместе взятые прекрасные полотна из тайника, однако она реальна и отвечает Олдману пылкой взаимностью.
Ради своей первой и последней любви Вирджил бросает работу на аукционе и любимое дело, ведь с ним теперь живет самое дорогое сокровище.
Однако, вернувшись с прощального аукциона, Вирджил не застает ни Клэр, ни картин, а в комнате-тайнике сидит механическая кукла и все повторяет: «Ведь подделка — это тоже своеобразное искусство».
Олдман становится жертвой «подделки», что может стоить ему жизни, однако Вирджил все же верит — чувство любви между ним и Клэр было взаимным. Он начинает ждать. Может, слепая вера — единственное, что заставляет его жить дальше.