Сериальный бум, конечно, имеет какой-то положительный эффект. Он стал школой для российских продюсеров, буквально перепрограммировав их, научил снимать быстро и, надо признать, с каждым годом все качественнее.
Тысячи кинематографистов получили работу, появились отечественные звезды, с хорошими гонорарами, был переоборудован «Мосфильм», освоены новые технологии. Все это, в конечном счете, способствовало тому, что российский кинематограф вышел из комы.
Но сегодня сериалы размножаются с устрашающей скоростью, как мыши или тараканы. Они съели все прочие форматы и могут конкурировать только с господином Петросяном и новостями, если в них не идет речь о «битве за газ».
С точки зрения бизнеса это понятно, поскольку для каналов что фильм, что малобюджетный сериал – всего лишь досадная пауза между блоками рекламы. Поэтому подавляющее большинство сериалов имеет ужасающее качество. У них отвратительные сюжеты, они однообразны, актеры кочуют из одного фильма в другой. Получается какая-то каша. Но, как свидетельствуют рейтинги, народ их все-таки смотрит.
Телевидение – культура массовая.
А 95 процентов массового зрителя действительно не воспринимает высокое искусство и хотят просто развлечься, отдохнуть после рабочего дня. И имеют на это полное право. У канала «Культура» рейтинг никогда не преодолевает планку в четыре процента.
Но, с другой стороны, рейтинг – конечно же, не мера всех вещей, тем более в ситуации, когда каналы в прайм-тайм ставят либо сериалы, либо «Кривое зеркало», а значит, большинство людей просто вынуждено их смотреть. Зрителя постепенно приучают к этим продуктам.
На самом деле рейтинги являются для телеканалов опасной наркотической иглой, которая отражает реальность, ими же самими созданную. Телевидение сначала создает спрос на продукт, а потом продает этот продукт, уже ссылаясь на высокий спрос.
Или загонят хорошие фильмы за полночь, а потом утверждают, что даже голливудская классика уже никого не интересует. Но вот начали показывать «Идиота», «Московскую сагу», потом «Мастера и Маргариту» — и вся страна прильнула к телеэкрану!
К сожалению, в год мы выпускаем около ста семидесяти сериалов, а подобных этим – максимум восемь-десять. И не всякий разглядит бриллиант на помойке. До сих пор основным продуктом остаются сериалы о бандитах и насилии, и это в то время, когда в Беслане гибнут дети, а у большинства людей нет чувства национальной и личной безопасности.
Общество должно от этого как-то защищаться. Надо объединяться, кричать об этом где только возможно. Общество должно настаивать на «правильном телевизоре»!
Шестьдесят процентов населения включают телевизор, переступив порог дома, одновременно со светом. Телевидение в современном обществе стало предметом первой необходимости, как вода, еда. У обывателя отключение телевизора ассоциируется с отключением жизни. И заметьте,на телевидении никогда не обсуждают телевидение – словно существует негласный запрет.
Скандалы, личная жизнь звезд и политиков – пожалуйста, а качество телепродукции – никогда! Об этом говорят на кухне… Опять на кухне!
Нет у нас и ученых, которые бы всерьез занимались телевидением.
Хотя пора бы осознать, что эфир – важнейшее общественное достояние, не меньшее, чем нефть и газ, а телевидение – важнейший институт современного общества, не менее важный, чем экономика и национальная безопасность. Но его никто не анализирует. А сериалы могли бы сыграть огромную позитивную роль.
Пока же за последние годы снято более трехсот названий – это две с половиной тысячи серий, — где ни один герой не работает, хотя капитализм на дворе. Почему у нас на экране нет образа честного человека, который всего добивается своим трудом? Почему нет фильмов о том, что удача любит сильных, упорных и оптимистичных? Если судить по нашим сериалам, все деловые люди – воры и злодеи, а остальной народ – бандиты.
Опасный разрыв между мировоззрением богатых и бедных, отсутствие объединяющего национального мифа могут породить социальный взрыв. Сериалы в этом смысле – огромный ресурс для стабилизации общества.
Надо только правильно им распорядиться! Тот же Голливуд потому так силен, что воспроизвел на экране Великую Американскую Мечту. Но наши люди должны жить в атмосфере своих собственных мифов.