«Операция Арго»: обычный герой всегда рядомЧем может быть интересен фильм об освобождения заложников-американцев во время иранской революции в далекие семидесятые года прошлого века?

Своим главным героем, конечно. Таким героем, возле которого хочет быть каждый.

«Операция Арго» рассказывает про 1979 год. Тогда в Иране сменилась власть: на смену шаха Мохаммеда Рдуези Пехлеви пришел аятолла Хомейни.

Шах отличался жестокими расправами с оппонентами, а после смены власти бежал в США, так и не ответив за преступления. Иранцы не могли простить бывшему руководителю безнаказанности. Требуя от Америки выдать шаха, революционеры захватили в заложники сотрудников посольства США в Иране.

Шестерым дипломатам удалось избежать плена, однако выехать за пределы Ирана они не могут. Их освобождение поручают спецагенту ФБР Тони Мендесу. Он придумывает хитрый и рискованный план, прилетает в Иран и начинает действовать.

Тони Мендеса играет Бен Аффлек.

Ему удалось невероятное: обратить внимание на героическую сущность своего персонажа, почти не акцентируя на его эффектной внешности. Что, в принципе, не так и легко — в «Арго» операторы отнюдь не собирались игнорировать физическую красоту Аффлека.

Однако уже с начала фильма главный герой — скорее, типичный американец (если не учитывать нетипичную работу спецагента). Любит фаст-фуд, постоянно выпивает, разъехался с женой, не так давно родившей ребёнка и заказавшей новый слинг рюкзак, но ограничивается разговорами по телефону. Никаких особых увлечений, кроме телевизора.

И ты будто и видишь, что этот герой красивый, но… Он тебе таким типичным и серым кажется, что какая разница, красивое ли у него лицо.

Вот это и есть тот момент, когда начинаешь глубже погружаться в мир Мендеса, если уже соглашаешься игнорировать его лицо. Начинаешь видеть, что он

  • 1) предан работе
  • 2) не болтает без толку
  • 3) отвечает за свои слова
  • 4) не боится критики
  • 5) способен придумывать классные идеи.

Но все эти черты — рамка.

Главный момент — когда Тони Мендесу в разгар действий приказывают прекратить операцию по освобождению. Мол, дипломатов надо бросать в Иране на растерзание протестующим. Потому что президент вдруг решил, что на границе американцев-нелегалов засекут, а международный скандал будет стоить больше, чем жизнь шести работников посольства.

Тони Мендес не ведет себя как какой-нибудь коп из «Смертельного оружия», что говорит своим боссам «Да пошли вы…», всех врагов стреляет, а тех, кого должен был спасти, на собственных плечах выносит из огня.

Нет, человек подчиняется приказу, тихонько покидает место тайника дипломатов и идет напиваться в отель.

И ты его понимаешь: герой должен так сделать, потому что такой приказ, потому что это неприятная сторона работы спецагента, потому что ему нельзя вмешиваться в международные отношения.

Но после сложных, длительных и мучительных размышлений, Мендес отказывается прекращать операцию и наперекор руководству решает довести ее до конца. Он не может позволить себе, чтобы по его вине погибли другие.

«Операция Арго» неожиданно показала, как происходят переломные моменты в истории. Когда один маленький человек решает действовать не по инструкции, а по велению порядочности. «Кто должен быть ответственным? Я беру ответственность на себя», — говорит герой, и фраза совсем не звучит героически. Наоборот, кажется, иначе и быть не может.

Конечно, дальше были приключения, определенные особенности иранского общества, счастливые случайности и бюрократические курьезы. Но это все уже не так важно. Это уже рутинная работа героя — преодолевать обстоятельства.

Самое интересное — увидеть, как героичность рождается. «Операция Арго» это демонстрирует на отлично.

И что самое важное — она показывает, что героем действительно может оказаться каждый. Даже тот, кто для тебя — серая масса.

Неудивительно, что фильм уже получил множество наград и именно ему пророчат Оскара за лучший фильм.

Герои — рядом! Не верите? Название фильма известно — смотрите и убеждайтесь!