Восемнадцатого июня на стамбульскую площадь Таксим пришли сотни людей.
Они протестуют против авторитарного, по их мнению, правительства во главе с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом и против насилия со стороны полиции.
Молодежь хотела, чтобы ее услышали, однако власть обманула своих граждан. Теперь они замолчали. Просто молча смотрят на портрет основателя турецкого государства. Молодая женщина, одетая в черное, держит в одной руке пустой патрон от слезоточивого газа, а в другой — турецкий уголовный кодекс…
Накануне в бразильские города, против людей, которые устали терпеть произвольное расходование властью их денег, послали военные отряды. Так власть общается с теми, кто им доверился…
Несколько месяцев назад на Кипре молодые граждане вышли на улицы и выразили недовольство будущими антикризисными мерами…
Несколько дней назад в Греции люди бастовали против закрытия государственных телеканалов…
И наконец, Париж, конец мая, под Эйфелевой башней собрался миллион людей. Они требовали сохранения института семьи, чтобы власть не узаконила гей-браки…
Париж в протестах изображает нам Оливье Ассайас в фильме «Что-то в воздухе». Мировая премьера кино состоялась в прошлом году, однако именно в этом году оно стало особенно актуальным.
Франция, начало семидесятых годов. Разнообразие политических идеологий и творческих замыслов. Достаточно спокойно, чтобы не переживать за свою жизнь, достаточно «свежо», чтобы начать думать об изменениях. Европа возрождается после великих исторических катаклизмов, подрастает новое поколение. Как в целом в странах, так и в человеческих сердцах проходит переоценка ценностей, смена идеалов.
Кинокартина «Что-то в воздухе» — не является целостной. Кадры протестов французской молодежи переплетаются с личной жизнью каждого из протестующих, достаточно трудно понять, что же на самом деле хотел сказать режиссер… Главный герой Жюль участвует в протестах против насилия полиции и власти, хотя он не поддерживает ни одну из идеологий, присущих тому времени. Жюль протестует против будущего, которое уже назначили ему сверху.
Другие герои попадают под влияние проповедников Мао, коммунистических идей и собственно французского радикализма. Каждый борется, рискует жизнью и благополучием, чтобы с ним начали считаться. Скорее всего, герои фильма разными путями стремятся лишь к свободе и стараются «жить своей жизнью».
На примере группки молодых французских экстремистов Ассайас показывает нам общенациональное настроение протеста, рассказывает, как французская нация через возмущение и неповиновение властям тоже ищет себя, «шлифует гражданственность» своего общества.
Весь фильм молодежь кричит — чтобы её, в конце концов, услышали наверху.
«Что-то в воздухе» — это также история рождения творчества. Главные герои фильма не только проявляют агрессию. Они творят, ведь на рубеже эпох и идеологий часто рождаются гении. Можно смело заявить, что прототипами героев Ассайаса есть Годар или Трюффо.
Ведь главный герой между стычками с властью заботится о растении цикламен персидский и пытается стать режиссером. В конце картины мы понимаем, что Жюль выбирает собственный путь протеста — он будет снимать другое кино.
«Что-то в воздухе» — нарезка воспоминаний в художественной обработке. Хотя Ассайас не просто вспоминает, как протестовала Франция в семидесятые годы, он апеллирует к современности. Разве не такие же студенты стоят сейчас на улицах в выше перечисленных уголках мира…
«Что-то в воздухе» — это вирус протеста, который все время живет между людьми. Время от времени он просыпается и становится катализатором изменений, к лучшему или к худшему — будущее покажет. Но будущее, которое для нас уже заранее написали властные силы, боится молодости и свободы, дух которых все гуще наполняет воздух.
К слову, по последним опросам, сорок процентов россиян готовы к массовым акциям протеста. Что-то висит в воздухе, но хватит ли всем сознания вдохнуть это в себя полной грудью…