На днях в кинотеатрах команда «Артхауз Трафик» начала показ очень неординарного и одновременно всем понятного фильма «Фрэнсис Ха».
Немало снято фильмов о взрослении, становлении личности и самоутверждении. Однако «Фрэнсис Ха» американского альтернативного режиссера Ноа Баумбаха, по оригинальной манере и каким-то невероятным флюидам, однозначно один из лучших в этой тематике.
Это фильм-импровизация, фильм-портрет Фрэнсис (Грета Гервиг) — двадцатисемилетней женщины с лицом всегда удивленной девчонки. Она, словно ребенок, которого заставили играть во взрослую игру. Фрэнсис идет по жизни «играя» жизненными неурядицами, бытовыми неудобствами, неудавшимися отношениями.
Она мечтает стать танцовщицей, хотя у нее нет выдающегося таланта, однако есть один главный — талант к жизни. Ведь какой бы суровой она не была для провинциалки в большом Нью-Йорке, жизнь улыбается Фрэнсис.
«Фрэнсис Ха» снята полностью в черно-белом цвете.
Нет, это не винтажная комедия и не желание отнести кино к конкретному стилю, скорее всего режиссер решил, что харизма главной героини будет ярче любых цветов, и не ошибся. Просматривая фильм, ты просто забываешь, что он черно-белый, потому как эмоциональная окраска самостоятельно подбирает нужные тона.
Этот, на первый взгляд, простой фильм содержит много подводных течений. Всё благодаря замечательному сценарию, написанному Ноа Баумбахом и, кстати, Гретой Гервиг, а также мастерской актерской игрой.
Кажется, для самого Баумбаха «Фрэнсис Ха» — это просто любование любимой актрисой в черно-белых кадрах.
Одна из центральных тем фильма — женская дружба.
И здесь она изображена очень правдиво. У Фрэнсис есть лучшая подруга Софи. Они спят на одной постели, вместе едят, ходят гулять. Но эта идиллия — временная. Это Фрэнсис готова на все ради любимой Софи, а та — сначала меняет Фрэнсис на лучшее жилье, потом на «серьезного» парня, потом на комфортное существование.
Вот такая вам «истинная неподлинность» настоящей женской дружбы. С одной стороны режиссер изображает взросление женской натуры, желание создать семью и в то же время измену своего «я» — в случае Софи; с другой стороны мы видим наивную Фрэнсис, которая продолжает кормить себя иллюзиями, что подруга вернется и все будет так, как прежде.
Режиссер изо всех сил старается «приземлить» Фрэнсис, лишить ее излишней мечтательности.
«Поставь руку на землю, чтобы голова не кружилась», — говорит в фильме один из ее товарищей.
Но девочка не готова взрослеть. Все вокруг стремятся стать кем-то, а Фрэнсис — только танцевать.
Софи цепляется за «теплое место» — Фрэнсис дальше мечется, меняет квартиры, окружение. Только Фрэнсис все та же.
Легкомыслие и смех Фрэнсис переходят в уныние, но в ленте он по-настоящему светлый. Фрэнсис самая одинокая девушка в Нью-Йорке, хотя ее харизма и притягивает кучу людей. И одиночество для Фрэнсис — не трагедия, а момент отдыха, важная часть интересной забавы.
В картине царит настроение неопределенности. Что же дальше? Неизвестно. Сегодня у тебя квартира — завтра пустая улица чужого города, сегодня хорошо знакомый красавец улыбался только тебе, а утром он не скажет и слова, еще этим вечером пьяная подруга спала у тебя на плече и убеждала — вы снова заживете вместе, а завтра ее как ветром сдуло.
И не то, чтобы Фрэнсис хотелось так жить, она просто уже живет так. Словно кто-то невидимый выбрал для нее эту роль, и не ошибся, потому что Френсис она к лицу.